Условия получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

E and D logo

    В целях реализации  Постановления администрации города Тамбова  № 9073 от 11.12.2015 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в муниципальном образовании городской округ – город Тамбов (2015-2020 годы)», в нашем дошкольном учреждении проведена паспортизация объектов социальной инфраструктуры (далее – ОСИ), с целью объективной оценки состояния доступности услуг, оказываемых на ОСИ, и определения необходимой адаптации ОСИ для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.

 Был создан унифицированный учетный документ — «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры», содержащий информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг.  


dety_OVZДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

  Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. 

В МБДОУ  «Детский сад № 68 «Яблонька» созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями: нарушениями речи, задержкой психического развития, детьми-инвалидами. С данными категориями детей работают квалифицированные специалисты:  

Карнаухова Ольга Викторовна, учитель – логопед с высшей квалификационной категорией,

Белова Кира Александровна, учитель-логопед с первой квалификационной категорией,

Фирсова Лариса Егоровна, педагог-психолог с высшей квалификационной категорией.

  В ДОУ в 2019-2020 учебном году открыта группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, а также функционируют группа комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Группы дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородны. Это определяется, прежде всего, тем, что в них входят дети с разными нарушениями развития: речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. 

  Образовательная деятельность с воспитанниками этих групп осуществляется по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые представляет собой коррекционно-развивающие образовательные Программы МБДОУ, учитывающие потребности детей с особыми возможностями здоровья.

   АОП предусмотрено создание и оснащение предметно-пространственной развивающей среды в группах, кабинете -учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, других помещениях МБДОУ, которые, в свою очередь, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования, инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

  В целях создания коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений, создан логопедический кабинет.  Оснащен: зеркалом настенным  (50  100 см) с лампой дополнительного освещения; зеркалами для индивидуальной работы (6 шт.); развивающей средой  «Фиолетовый лес» Воскобовича, песочным планшетом для рисования; развивающей деревянной игрушкой «Замочки»; ковром напольным; дидактическими материалами, коррекционно-педагогической литературой, учебно-методическими пособиями, компьютером, принтером, магнитной доской, игрушками.

  В целях оказания качественной психолого-педагогической и коррекционной помощи воспитанникам создан кабинет педагога-психолога. Кабинет оснащен диагностическими и коррекционно-развивающими программами и методиками, дидактическими материалами, развивающими играми (Воскобович, Никитин и др.), инструментами для развития тактильных ощущений, играми и пособиями для развития сенсорики и мелкой моторики детей, дидактическим материалом, коррекционно-педагогической литературой, учебно-методическими пособиями, игрушками.

  Для детей с ОНР содержание АОП реализуется через разработку индивидуального образовательного маршрута  на каждого ребенка, а для детей с ФФНР –  перспективного индивидуально-подгруппового планирования коррекционной деятельности. Специалисты реализуют индивидуальные образовательные маршруты, разработанные исходя из особенностей психо-физического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

  Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Тамбова.

  Коррекционно-развивающая работа в МБДОУ осуществляется в следующих направлениях:

  • в рамках группы компенсирующей направленности,
  • в рамках логопедического пункта,
  • в рамках групп  комбинированной направленности,
  • осуществление работы по ИОМ с детьми с ОНР воспитателей и специалистов МБДОУ в рамках образовательной деятельности и режима дня,
  • занятий с педагогом-психологом.

Формы коррекционно-развивающей работы:

– индивидуальная,

– подгрупповая,

– фронтальная (в группе компенсирующей направленности).

Специфика перспективного планирования образовательной работы для детей с ОВЗ.

  Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
  • организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • оказывает методическую помощь педагогу-дефектологу, воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

 На каждого ребенка заведена карта и составлен индивидуальный план работы с учетом возрастных особенностей. Результатом деятельности такой работы — выравнивание уровня ребенка до нормы.     

Музыкальный руководитель:

  • осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.  

Инструктор по физической культуре:

  • осуществляет укрепление здоровья детей;
  • совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

  Содержание планирования основано на принципе комплексности и тематического похода к образовательному процессу, определяется синтезом комплексной программы дошкольного образования и специальных коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п. (на каждого воспитанника группы составляется индивидуальный маршрут развития).

  При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ  учитываются особенности их физического и психофизиологического развития.

  МБДОУ имеет оснащение и оборудование, необходимое для всех видов коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:

– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);

– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,

– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.

  Программой предусмотрено также использование МБДОУ обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА  ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ  ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

normativnye_dokumenty«Федеральный Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (принят Государственной Думой  20 июля 1995г., одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995г.)

normativnye_dokumenty

Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (принят Государственной Думой 21 ноября 2014г., одобрен советом Федерации 26 ноября 2014г.)

normativnye_dokumenty

ПРИКАЗ  Министерства образования и науки Российской Федерации  № 1309  от 9 ноября 2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

normativnye_dokumenty

ПРИКАЗ  управления дошкольного образования администрации города Тамбова № 44 от 16.02.2016г. «О реализации мероприятий по обеспечению доступности муниципальных дошкольных образовательных учреждений для лиц с ограниченными физическими возможностями».

normativnye_dokumenty

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонд содействия научным исследованиям проблем инвалидности «Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи»

normativnye_dokumenty

ПРИКАЗ по МБДОУ «Детский сад  № 68 «Яблонька» № 49 от 25.02.2016 «О реализации мероприятий по обеспечению доступности МБДОУ для лиц с ограниченными физическими возможностями»

normativnye_dokumenty

ПРИКАЗ по МБДОУ «Детский сад  № 68 «Яблонька» № 52 от 01.03.2016  «Об утверждении плана мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности МБДОУ  для лиц с ограниченными физическими возможностями»

normativnye_dokumentyПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ поэтапного повышения уровня доступности МБДОУ для лиц с ограниченными физическими возможностями.