Страничка учителя — логопеда

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

КАРНАУХОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА


Образование:  Высшее, Орловский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт, 1986
Общий  стаж  работы:  36 лет
Педагогический стаж работы: 36 лет
Категория: Высшая квалификационная категория, 2014г.
Профессиональная переподготовка:  «Дошкольная логопедия», 1990
Курсы повышения квалификации: «Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения речи (дошкольного, младшего школьного возраста)», 2017г., «Первая доврачебная помощь», 2018г.

Содержание коррекционной  работы

    В МБДОУ созданы условия для оказания помощи детям с нарушениями речи. Функционирует логопункт, который работает по двум направлениям: коррекция и развитие рече — мыслительной деятельности коррекция и развитие психофизической деятельности (регуляция мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения, релаксация, артикуляционная дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики пальцев рук и ног). Данная работа проводится в тесном контакте педагога–психолога и учителя логопеда.

       Основные направления коррекционной работы:

  1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья/
  3. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

1. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

-психолого — медико — педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей;

-мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования;

-планирование коррекционных мероприятий.

2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПРОГРАММЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ РАБОТЫ).

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО — ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ МДОУ, МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ. 

— взаимодействие специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя и инструктора физической культуре) по реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников;

—  содержание коррекционной работы.

Основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.

   Специфика комплексного психолого-педагогического  сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определенные задачи в области своей предметной деятельности, от реализации которой зависит результативность коррекционной работы. Все специалисты постоянно поддерживают связь с логопедом, информируют его о результатах работы с детьми на занятиях, вне занятий. Основная цель их совместной деятельности состоит в том, что бы помочь логопеду не только устранить отклонения в речевом развитии и сформировать навыки коммуникативного общения, но и открыть в ребенке его неповторимость, подготовить его к школьному обучению.

  1. Психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование специалистов и родителей детей с нарушениями речи; проведение психокоррекции, психотренингов, психотерапии; разработка и оформление рекомендаций педагогам, родителям и другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом его психологических особенностей и сложности речевого нарушения.
  2. Медицинские работники: организация медицинской диагностики, организация медикаментозного  и физиотерапевтического лечения; обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, разработка медицинских рекомендаций для других специалистов.
  3. Музыкальный руководитель: реализация индивидуальных программ музыкально воспитания; использование музыкальной, танцевальной, театральной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога; развитие фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка на музыкальных занятиях и в ходе подготовки и проведения праздников, развлечений, досугов, инсценировок, спектаклей.
  4. Инструктор по физической культуре: реализация индивидуальных программ физического воспитания, проведение этюдов, упражнений и игр, по психогимнастике; укрепление общей и мелкой моторики; развитие координации движений и умения ориентироваться в пространстве; работа над нормализацией мышечного тонуса и  диафрагмально-речевым дыханием.

Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ: занятия с детьми, имеющими нарушения речи

  • С детьми, имеющими нарушения речи, (диагноз: ФН; ФФН; ФН дизартрия (м.п.); ФФН дизартрия (м.п.); ОНР) рекомендуется ежедневно проводить артикуляционные упражнения: «Заборчик»; «Трубочка»; «Лопатка»; «Почистим зубки».
  • При работе над постановкой и во время автоматизации свистящих проводить упражнения: «Накажи непослушный язычок»; «Загони мяч в ворота»; «Насос».
  • При работе над постановкой и во время автоматизации шипящих проводить упражнения: «Вкусное варенье»; «Грибок»; «Гармошка»; «Гусь шипит».
  • При формировании правильного произношения звуков Л – Р упражнения: «Индюк»; «Лошадка цокает»; «Пароход гудит»; «Маляр»; «Молоточек».
  • При проведении артикуляционных упражнений особое внимание уделять детям, имеющим дизартрический компонент.
  • Для развития фонематического слуха и восприятия рекомендуются следующие дидактические игры: «Красный – белый»; «Где звук?»; «Кто больше?»; «Поймай рыбку»; «Кто внимательнее?»; «Кто больше слов придумает?»; «Найди место для своей картинки»; «Будь внимателен»; «Звенит – жужжит»; «Отстукивание слогов»; «Телеграф»; «Угадай слово»; «Слова перевертыши». (см. Селиверстова В.И. «Игры в логопедической работе»)

Для формирования лексико-грамматического строя речи, с детьми необходимо организовывать дидактические игры:

  •  «Большой – маленький», «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов);
  •  «Назови цвет (форму)» («Какой? Какая? Какое?») (согласование существительных с прилагательными);
  •  «Один – много» (образование множественного числа существительных;
  •  «Веселый счет» (согласование числительных с существительными);
  •  «Назови сок, варенье», «Из чего – какой?» (образование относительных прилагательных);
  •  «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений);
  •  «Подбери признак»;
  •  «Кто как разговаривает?», «У кого кто», «Кто как передвигается» (упражнение в словообразовании);
  •  Употребление существительных в родительном, творительном, дательном падежах в единственном и множественном числе.

Для развития связной речи у детей необходимо организовывать пересказы текстов; заучивание стихов наизусть; учить составлять описательные рассказы, рассказы из опыта детей, рассказы по картинам, рассказы по серии сюжетных картинок на основе лексических тем данного периода.

Этапы развития речи ребенка от 1 года до 7 лет

1 год 3 месяца.
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев.
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев.
Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай, ляля» — «Дай, куклу»). Словарный запас 20 слов.

2 года.
На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двуэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно, использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев.
Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года.
Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года.
В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет.
К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.