Страничка педагога — психолога

ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ:

ФИРСОВА ЛАРИСА ЕГОРОВНА

Образование:  Высшее, Московский государственный институт культуры, 1987г.
Общий  стаж  работы:  42 года
Педагогический стаж работы: 24 года
Категория: Высшая квалификационная категория, 2017г.
Профессиональная переподготовка: «Практический психолог образования», 1996г.
Курсы повышения квалификации: «Организация и содержание деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации в соответствии с профстандартом педагога-психолога», 2021г, Психологическое консультирование в образовательной среде с элементами гештальта», 2016г, «Современные технологии инклюзивного образования детей», «Навыки оказания первой помощи в образовательных организациях», 2021г

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве.

  Взрослые достаточно часто слышат от детей «Я хочу!» и, не понимая ни ситуации, ни чувств ребенка, не учитывая его реального возраста, заключают, что это избалованность или упрямство.

Причины упрямства.

    Одной из причин упрямства может быть возрастной кризис. В процессе воспитания ребенка выделяются три таких кризиса: трех, семи лет (предшкольный) и подростковый. В эти периоды желание делать все по-своему, самостоятельно столь велико, что любые действия взрослых, препятствующие этому, вызывают реакцию протеста. Кризис может развиваться бурно и надолго затягиваться, портить отношения между родителями и ребенком. Либо он протекает тихо и спокойно, в довольно мягкой форме. Как показывает практика и многочисленные психологические исследования, возрастные кризисы проходят мягче в тех семьях, где к ребенку проявляют уважение, интересуются его мнением, и время от времени, предоставляют право выбора.

     Иногда упрямство ребенка может быть спровоцировано чувствами обиды, злости, гнева в адрес родителей. В этом случае оно выступает инструментом мести, привлечения внимания. Это свидетельствует о реальной проблеме общения, существующей в семье. Например, родители очень заняты и уделяют ребенку мало времени. В результате ребенок своим поведением как бы сообщает: «Мама, Я ХОЧУ, чтобы ты меня одела!»; «Папа, Я ХОЧУ, чтобы ты меня покормил» и т. д. Конечно, в проявлении упрямства необходимо учитывать характер, темперамент, психофизиологические особенности ребенка.

Подходы к упрямому ребенку.

    Обычно во время приступа детского упрямства силы родителей направлены на борьбу. Со стороны кажется, что между ребенком и родителями идет война. Во время любой борьбы всегда есть два противника, каждый из которых борется за собственные интересы, и обязательно есть проигравший и выигравший. Так получается, что в обстоятельствах борьбы сам ребенок теряется из виду, и на первый план взрослый выносит ситуацию и свой эгоизм, но не чувства и причину, которые породили факт упрямства. Цели «борьбы» взрослого обычно таковы: «Я должен заставить ребенка понять, что родителей надо слушать»; «Я докажу, что я сильнее и авторитетнее». Таким образом, детское упрямство порождает взрослое, и возникает конфликт.

   Что делать родителям? Необходимо перейти к взаимопониманию. Проблему, которая звучит «Как с ним бороться?» следует переформулировать на «Как мне/нам понять ребенка и научиться правильно с ним взаимодействовать?». В конфликтной ситуации запас возможностей держать себя в руках у взрослого гораздо больше, чем у ребенка. Это объясняется физиологической незрелостью некоторых структур мозга, нервной системы, несформированностью эмоционально-волевой регуляции у детей. Родитель должен подробнее расспросить ребенка, чего он хочет.

    После того как желание прояснилось (нет необходимости исполнять его сразу), нужно признать право ребенка на его желание. Когда мы чувствуем, что кто-то признает и принимает наши планы, мы радуемся, и у нас сразу возникает расположение, тяга к сотрудничеству и диалогу с принимающим нас человеком.

  Далее возможно конструктивное обсуждение желания. Желание бывает реалистичным, но осуществимым не в данный момент. В таком случае следует проговорить, когда и как это возможно, и обязательно определить «когда и как» конкретно. И конечно, договоренность с ребенком необходимо выполнить, иначе у него сформируется недоверие к взрослому. Безусловно, существуют невыполнимые желания: сложно остановить ветер, срочно вызвать лето и т. д. В таком случае можно поиграть с ребенком: придумать волшебную палочку, задуть ветер в коробочку, устроить дома лето, позагорать и искупаться.

Памятка для родителей «Как вести себя с упрямым ребенком». 

  • Предъявляйте ребенку разумные требования, соответствующие его возрасту.
  • Прежде чем обвинить ребенка в упрямстве, подумайте, не упрямитесь ли вы сами.
  • Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир (хотя это и очень сложно) его глазами.
  • Предоставляйте ребенку право выбора.
  • Старайтесь не создавать ситуаций, в которых может проявиться упрямство.
  • Не используйте силовые методы – это только усугубит упрямство.
  • Не соглашайтесь с ребенком только для того, чтобы он «отстал».
  • Не забывайте хвалить ребенка.
  • Не ведите «борьбу» с ребенком: взрослый и физически, и психически крепче, так что ребенок будет в проигрыше в любом случае; выстраивайте с ним разумное взаимодействие.
  • Посвящайте ребенку больше времени и внимания, чаще играйте с ним.
  • Помните: здоровый ребенок не может везде и всюду подчиняться родителям!

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ «КАК ВЫБИРАТЬ ИГРУШКИ»