Мы стараемся, чтобы наш детский сад стал островком тепла, любви, заботы и внимания к проблемам детства.
В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.
В детском саду создаются специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька» созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями: тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, детьми-инвалидами. В ДОУ в 2023/2024 учебном году функционирует 3 группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи.
1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет. Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Здание детского сада светлое, имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию, централизованное водяное отопление, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. Все кабинеты оформлены и материально оснащены. В детском саду имеются:
- групповые помещения — 12
- кабинет заведующего — 1
- методический кабинет — 1
- музыкальный зал-1
- физкультурный зал-1
- кабинет педагога — психолога — 1
- кабинет учителя — логопеда — 1
- изостудия — 1
- детская библиотека — 1
- пищеблок — 1
- прачечная — 1
- медицинский кабинет -1
- процедурный кабинет — 1
ТЕРРИТОРИЯ детского сада благоустроенная, достаточна для организации прогулок и игр детей на открытом воздухе. Каждая возрастная группа детей имеет свой участок. Площадки обеспечены необходимым оборудованием (снаряды для развития основных видов движений). Обеспеченность ДОУ отведенной ему территорией, его оборудование и оснащение, соответствует нормативам. Для защиты детей от солнца на территории каждой групповой площадки установлены теневые навесы. Игровые площадки оборудованы игровыми сооружениями в соответствии с возрастом: песочницами, лесенками, качелями, машинами и др. На территории детского сада разбиты цветники и клумбы, имеется огород, фруктовый сад. В теплый период года огород и цветники используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности, организации труда в природе.
На территории детского сада расположена спортивная площадка с беговой дорожкой и прыжковой ямой, дугами для лазания, баскетбольными щитами, лестницами и малыми спортивными формами.
Оснащение ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАЛА обеспечивает реализацию потребностей детей в двигательной активности, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей, и эффективно используется на занятиях и в свободной деятельности. Физкультурный зал оснащен современным оборудованием как стандартным, так и нетрадиционным. Оно соответствует требованиям методики и СанПин: детские тренажеры, лабиринт, маты гимнастические со следочками, сухой бассейн, обручи и мячи разных размеров, скакалки разных размеров, гантели, шведская стенка, канат, гимнастические скамейки, спортинвентарь, массажные дорожки, сенсорные мячи, спортивный уголок. Во всех возрастных группах имеются физкультурные уголки, которые также оборудованы стандартным и нестандартным физкультурным оборудованием.
Оснащение МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА подобрано в соответствии с требованиями программы, имеются: фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, комплекты народных инструментов для детского оркестра: металлофоны, шумовые и ударные инструменты, видео и CD -диски, коллекции дисков с детскими фильмами, песнями, мультфильмами, диапроектор, экран, наборы иллюстраций, портреты композиторов, разнообразные виды кукольных театров и кукол; для выступления детей: маски, костюмы для инсценировок, а также ширма для театра, нотный и демонстрационный материал.
Оснащение КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА: В целях создания коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений, создан кабинет логопеда. Кабинет оснащен: зеркалом настенным (50 100 см) с лампой дополнительного освещения; зеркалами для индивидуальной работы (6 шт.); песочным планшетом для рисования; развивающей деревянной игрушкой «Замочки»; ковром напольным; шкафами для хранения пособий; столом для детей; детскими стульями; дидактическими материалами, коррекционно-педагогической литературой, учебно-методическими пособиями, компьютером, принтером, магнитной доской, игрушками.
Оснащение КАБИНЕТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: В целях оказания качественной психолого-педагогической и коррекционной помощи воспитанникам создан кабинет педагога-психолога. Кабинет оснащен диагностическими и коррекционно-развивающими программами и методиками, дидактическими материалами, развивающими играми (Воскобович, Никитин и др.), инструментами для развития тактильных ощущений, играми и пособиями для развития сенсорики и мелкой моторики детей, дидактическим материалом, коррекционно-педагогической литературой, учебно-методическими пособиями, игрушками.
Оснащение ИЗОСТУДИИ: С целью художественно-эстетического развития детей создана изостудия, оснащенная всем необходимым оборудованием. В кабинете имеются: мольберты, пособия для изучения различных техник рисования, пособия по рисованию, лепке, аппликации, по декоративно-прикладному искусству, необходимая методическая литература, знакомства с известными росписями, наборы картин и репродукции известных картин, дидактические игры и пособия, столы для рисования.
В ГРУППОВЫХ ЯЧЕЙКАХ оформлены различные центры: игровые, двигательной активности, познавательные, уголки природы, уголки уединения, оснащённые разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей. Все групповые помещения отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Материально-техническая база позволяет на хорошем уровне обеспечивать образовательный и воспитательный процесс. Каждая возрастная группа МБДОУ оснащена необходимой методической литературой и литературными произведениями различных фольклорных жанров для использования в работе с дошкольниками. Микросреда в каждой возрастной группе включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА дошкольного учреждения насчитывает более 200 наименований книг для воспитанников раннего и дошкольного возраста. Книги подобраны в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования и возрастными особенностями воспитанников. Структура библиотечного фонда: сказки, стихи, познавательная литература. На полках можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных русских писателей, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен. Приоритетное место занимает художественная литература, которая играет важную роль в формировании социально-нравственных, эстетических идеалов ребенка. Понимая особую роль сказок в развитии ребенка, мы с большим вниманием отнеслись к их подбору: в библиотеке есть русские народные сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья и сказки народов Севера. Особый интерес у наших воспитанников вызывает периодика для детей: журналы «Фиксики», «Маша и медведь», «Смешарики», «В тридевятом царстве». Созданы формуляры на каждого ребенка старшей и подготовительной групп.
БИБЛИОТЕКА методического кабинета насчитывает 530 наименований книг, включая методическую литературу по всем разделам примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2011г., вопросам воспитания и обучения детей, нормативно-правовую, справочную и литературу для чтения детям. В методическом кабинете имеется медиацентр (2 ноутбука, мультимедийное оборудование, экран,), коллекция обучающих видео фильмов, презентаций, компьютерных программ для детей., информационные стенды «Методический Вестник», «Информационный стенд», «Методическая копилка». В детском саду также есть: информационно – техническая база: компьютеры, магнитофоны, музыкальные центры, наборы DVD дисков и аудио-кассет, педагогические методики и технологии; учебно-методические комплекты и учебно-наглядные пособия для работы с детьми; журналы «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя», «Дошкольное образование», а так же необходимыми для образовательного процесса средствами наглядности: демонстрационный, раздаточный, игровой материал для организации педагогической деятельности с дошкольниками картинами, репродукциями, произведениями графики разных художников, произведениями декоративно-прикладного искусства; электронными образовательными ресурсами.
2.Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька» имеет одно отдельно стоящее здание, 1989г. постройки. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений,обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы, специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет видеодомофон, звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
3. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька» обеспечивает детей 4-х разовым сбалансированным питанием, необходимым для их нормального роста и развития в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами. В детском саду имеется 20-ти дневное меню и специально разработанная картотека блюд, где указаны раскладка, калорийность, содержание белков, жиров, углеводов и витаминов и минеральных веществ. Дети обеспечены соответствующей посудой, удобными столами и стульями. Блюда подаются красиво оформленными с соблюдением температурного режима, строго по графику выдачи пищи. Процесс кормления проходит спокойно, в уютной, доброжелательной обстановке. Это способствует выработке у детей положительного отношения к процессу приема пищи. Для обеспечения правильного питания в течение дня необходимо соблюдать соответствие в питании детей в ДОУ и дома. Для этого для родителей ежедневно вывешивается меню, даются рекомендации по питанию детей в вечернее время, в выходные и праздничные дни, во время летних отпусков.
Приготовление пищи осуществляется на ПИЩЕБЛОКЕ, имеющем цех вареной и сырой продукции, продуктовую кладовую. Пищеблок оснащен 2-мя электроплитами, 2-мя жарочными шкафами, 3-мя холодильными шкафами, 2-мя холодильниками, мясорубкой и протирочной машиной, картофелечистками. Все оборудование в рабочем состоянии, промаркированно, соответствует санитарно-гигиеническим и техническим требованиям. Достаточно инвентаря и посуды для приготовления пищи.
4. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ имеется медицинский кабинет и процедурный. В штате учреждения медицинского работника нет. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ПМПк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
В ДОУ функционируют МЕДКАБИНЕТ, ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ. Медицинскую деятельность на базе детского сада осуществляет медицинская сестра Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля». Одной из главных задач нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей. Решению этой задачи подчинены все направления деятельности дошкольного учреждения, деятельность всех сотрудников. Имеется в наличии необходимое медицинское оборудование: переносная кварцевая лампа, кварцевая лампа в прививочном кабинете, шкаф медицинский, холодильник для вакцин, ростомер, весы медицинские и др.
5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ «Детский сад №68 «Яблонька» подключено к сети Интернет локально на все компьютеры (в кабинете делопроизводства — стоит модем). Доступ к сети Интернет при помощи Wi-Fi роутера в ДОУ нет. Доступа обучающихся к электронным образовательным ресурсам, нет. Компьютерных классов нет.
В педагогическом процессе ДОУ для развития познавательного интереса, повышения уровня и качества знаний у детей, в детском саду используются разнообразные технические и информационно-коммуникативные средства обучения:
- магнитофон: для просмотра познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов, сказок;
- музыкальный центр с караоке в музыкальном зале: для развлекательных мероприятий, прослушивания музыки в режимных моментах, проведения музкотерапиии;
- медийная установка: экран, проектор: для просмотра мультимедийных презентаций на различную тематику, для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми, для проведения педагогических советов, мастер-классов, открытых занятий, утренников и других различных мероприятий;
- компьютер, ноутбук компьютеры, принтеры, выход в интернет: для сбора и анализа информации, оформления педагогической документации.
В МБДОУ функционирует официальный сайт детского сада: detsad68.68edu.ru, электронная почта: ds68-1@city.tambov.gov.ru. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Оснащение информационно-телекоммуникационным оборудованием. Имеются в наличии 5 компьютеров, 2 ноутбука. В наличии 2 многофункциональных аппарата, 1 — МФУ, 1 чёрно-белый принтер. В музыкальном и спортивном залах, в групповых комнатах имеются магнитофоны (7 шт.) и музыкальные центры (2 шт.).
6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
7.Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
-мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале;
— музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
— магнитофоны (в каждой возрастной группе)
— Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
8. О наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Все помещения дошкольного учреждения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников.
Таким образом, в нашем ДОУ постоянно создаются и поддерживаются условия для всестороннего развития личности ребенка. Содержание развивающей предметно — пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, на развитие индивидуальных возможностей детей.